Понедельник, 11.12.2017, 10:34

Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр

Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Страничка психолога

                            

«Когда человеку 17 – он знает всё

Если ему 27 и он по-прежнему

знает всё – значит ему всё ещё 17»

Рэй Бредберри

«Ребенок больше всего нуждается

в вашей любви именно тогда,

когда меньше всего этого заслуживает»

Э.Бомбен

Дорогие родители, я рада приветствовать Вас на персональной страничке психолога учреждения дополнительного образования

«Донецкий Республиканский эколого- натуралистический центр»!

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Практика показывает, что только базовое образование этого обеспечить не может, поэтому формализованное школьное образование не обходится без дополнительного образования, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Психологическое сопровождение дополнительного образования имеет целью создание условий для психологического комфорта и полноценного личностного развития обучающихся, сохранения их психического здоровья, содействию в успешной социальной адаптации, разрешение проблем в поведении и общении.

Основными задачами психологического сопровождения являются:

  • повышение психологической компетентности родителей (лиц их замещающих)

и педагогов в воспитательном процессе;

  • содействие гармонизации социально-психологического климата в учреждении дополнительного образования;
  • оказание доступной психологической помощи педагогам, обучающимся и их родителям (лицам их замещающих)
  • Работа психолога ведется по следующим пяти направлениям: психодиагностическое, консультативное, просветительское, коррекционное, профилактическое, которые включены в единый процесс психологического сопровождения. Так же, как и в общеобразовательных учреждениях, особое внимание уделяется психологическому просвещению педагогов и родителей(лиц их замещающих), профилактике различных видов зависимостей, асоциального и девиантного поведения.

Родители(лица их замещающие) обучающихся могут обратиться к психологу по всем актуальным проблемам, касающимся детско-родительских отношений; по воспитанию детей без применения насилия; по формированию ценностей «ответственного родительства» и безусловной любви к ребенку; по проблемам личностного развития ребенка, его возрастным кризисам и взаимодействию с ним в данный кризисный период; по коммуникативным проблемам ребенка; по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением и профессиональной направленностью подростков и пр.

В текущем учебном году родительский интерактивный лекторий будет включать в себя следующие темы:

  1. «После каникул» (рекомендации родителям для помощи ребенку в адаптации к началу учебного года) - сентябрь.
  2. «Как развить ум вашего ребенка» (рекомендации и практические упражнения для развития девяти типов мышления: лингвистического, математического, познавательного, визуального, музыкального, физического, личностного, социального, философского) - октябрь.
  3. «Ошибки воспитания», где будут рассмотрены различные типы неправильного воспитания – ноябрь.
  4. «Мой застенчивый ребенок» (как помочь ребенку найти друзей и справиться со своей застенчивостью) – декабрь.
  5. «Повышение родительской эффективности» (автор Томас Гордон) – январь.
  6. «Мой ребенок – подросток» (кризис подросткового периода, трудности и нормализация детско-родительских отношений в данный период) – февраль.
  7. «Одаренные дети» (рекомендации родителям по воспитанию одаренного ребенка) – март.
  8. «10 способов избежать пристрастия ребенка к алкоголю и наркотикам» - апрель.
  9. «Скоро экзамены» (советы родителям, как помочь ребенку справиться с эмоциональным напряжением перед экзаменами) – май.
  10. «Как справиться с агрессивностью ребенка» - июнь.



 

С уважением, психолог учреждения дополнительного образования «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр»

Гопций Татьяна Александровна.

 

                                                                           

«ПОСЛЕ КАНИКУЛ»

(ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ В АДАПТАЦИИ К НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА)

 

Вот и подходит к концу летняя пора, заканчиваются каникулы и близятся школьные будни. А это и ранние подъемы в школу, и большая умственная нагрузка на уроках, и дополнительные занятия в кружках и секциях. И, если даже взрослому человеку требуется неделя, чтобы включиться в работу после отпуска, то что и говорить про ребенка. В результате могут возникать различные трудности. У старшеклассников они носят психологический характер, а вот малыши могут испытывать проблемы со здоровьем. Кроме того, и сами родители проходят адаптацию к школьной жизни вместе со своими детьми. Чтобы этот процесс прошел легче и более безболезненно его следует начинать еще с середины-конца августа.

Для этого были составлены следующие рекомендации:

1. Восстановить режим дня

За несколько дней до окончания каникул нужно смещать ночное время сна. Для этого укладываться в кровать следует немного раньше, каждый день сокращая время бодрствования на 10 минут. Действовать стоит спокойно, не заставляя ребенка, а договариваясь с ним, обсуждая планы на завтра. Утром будите его пораньше, постепенно приближая время подъема к школьному.

Обязательно нужно ограничить время просмотра телевизора и компьютерных игр. Особенно важно следить, чтобы дети прекращали подвижные игры не позднее, чем за 2ч до сна. Вечером лучше почитать книги, поиграть в спокойные игры, в спокойной беседе вспомнить приятные моменты уходящего дня.

Ежедневно следует соблюдать одинаковый порядок действий перед сном( например, покупались, попили чай, прочитали сказку), тогда организм ребенка будет заранее настраиваться на отдых.

2. Активный отдых

Активный отдых, особенно на свежем воздухе, лучше всего помогает подготовиться к предстоящей учебе. Напротив, бесцельное времяпрепровождение, когда ребенку нечем заняться, только еще больше утомляет ребенка. Поддержание физической активности не только приносит пользу здоровью, но и позволяет быстрее вернуться к рабочему ритму. Очень хорошо начинать день с утренней зарядки. Также, по возможности, в течении всего летнего периода следует закалять детский организм, укреплять иммунитет( это и морской отдых, и посещение водоемов, и походы, пикники, и потребление в пищу достаточного количества спелых сезонных овощей и фруктов и др). Ребенок должен гулять на свежем воздухе- 3ч малыши, 2ч ученики средней школы и 1,5ч старшеклассники).

3. Правильное питание

Ребенку необходимо полноценно питаться в любое время года, в том числе и на каникулах. Конечно, в праздничные дни можно позволить небольшие отступления от режима, но в каникулы нужно организовать три полноценных приема пищи, желательно, чтобы они были в тоже время, что и в рабочие дни.

4. Не прерывать учебный процесс

За лето детская рука забывает, как писать, поэтому, попишите с ребенком диктанты. Лучше если в этот процесс включится вся семья от папы до бабушки, т.к. разные голоса приучают подстраиваться, а значит, сосредоточиваться. Повторите таблицу умножения, не забывайте про чтение. Обычно, на летние каникулы школьникам дают список заданий, которые помогают не потерять полученные знания, и которые обязательно нужно делать, но не сразу, а распределяя на все лето. Так ребенок не переутомится, сможет отдохнуть, но и не утратит привычку к ежедневным занятиям. Не стоит заставлять ребенка заниматься, важна система мотивации, которая будет вызывать желание успешно справиться с заданием.

5. Моральная поддержка и одобрение

Первые школьные дни ребенку будет трудно, поэтому его нужно поддерживать и чаще хвалить. Но похвала должна быть обоснована его поступками – сам вовремя проснулся, собрал вечером портфель и пр. Нужно стараться меньше ругать ребенка, интересоваться его школьными делами и проблемами. Чувствуя внимание и заботу со стороны родителей, школьник быстрее привыкнет к смене режима и будет оптимистичнее воспринимать школьные заботы.

6. Создать ситуацию успеха

Старайтесь опираться на сильные стороны ребенка, обязательно отмечайте даже незначительные его продвижения в учебе, сконцентрируйте свое внимание не на оценках, а на полученных знаниях, их практичном применении. И, главное, не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не обесценивайте его достижения (а вот у Маши рисунок намного красивее твоего), не ставьте других детей в пример своему, помните, что каждый ребенок неповторим и уникален!

7. Установить доверительные отношения с ребенком

Доверительные отношения с ребенком помогут ему лучше приспособиться к школьной жизни и справиться с любыми трудностями. Для этого, разговаривайте с ребенком, не критикуйте его, помогайте найти выход из затруднительного положения, вставайте на его сторону в школьных конфликтах до выяснения всех обстоятельств, делитесь своим опытом школьной жизни и налаживанию коммуникаций (вспоминайте и рассказывайте, как вы приобретали друзей, как мирились с ними после ссоры и др.).

8. Не допускайте переутомления

Очень часто ребенок в первые школьные недели, усиленно начав заниматься, может переутомиться – он становится вялым, апатичным, появляются капризы, нарушается сон и аппетит. В этом случае необходимо обеспечить ему полноценный отдых: разрешать спать днем и ложиться пораньше вечером, больше гулять на свежем воздухе, ограничить просмотр ТВ и времяпровождение за компьютером, походы в гости и в другие оживленные места, где возможен переизбыток эмоциональных впечатлений. Не стоит загружать ребенка и дополнительными занятиями в секциях и кружках. Время ребенка надо расписать так, чтобы он не бежал с одного урока на другой, едва переводя дух, а мог прийти после школы, пообедать и 1-1.5ч отдохнуть, и после этого идти на дополнительные занятия. Кроме того, у школьника обязательно должно остаться время на выполнение домашнего задания в дневное время. На полное восстановление работоспособности ребенку требуется около месяца и не стоит в этот период ему предъявлять излишние требования.

Родителям следует помнить, что период адаптации к школе длится достаточно долго: у первоклашек – 1,5 мес., у пятиклассников – месяц, учащиеся остальных классов привыкают к школе 2-3 недели.

Грамотное поведение родителей поможет ребенку пройти адаптацию после каникул с минимальными потерями. Самое главное – быть последовательными в своих действиях, а также стараться понять и поддержать ребенка в сложное для него время.

 

 

ОШИБКИ ВОСПИТАНИЯ. ТИПЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Все дети начинают свое развитие с разными достоинствами и недостатками, обусловленными генетическими и органическими причинами. Формирование конкретных по содержанию моделей поведения и контекста их проявления происходит во время психосоциального развития личности. В зависимости от условий воспитания и обращения дети с разными генетическими и органическими предрасположенностями могут демонстрировать сходные модели проблемного поведения и социального взаимодействия.

При полном отсутствии контроля при воспитании, когда родители занимаются своими делами и не уделяют ребенку должного внимания, он вынужден искать общение и поддержку на стороне, и часто такие дети попадают в неблагоприятные компании. Другая крайность – это гиперопека. Родители контролируют каждый шаг ребенка, пытаются принимать участие во всех его делах. Подчас это граничит с деспотичностью и жестоким обращением. Ребенок растет в постоянной атмосфере злости, что, естественно, влияет на формирование характера. Как вариант этого вида можно выделить тип воспитания, когда ребенка ставят во главу угла, и он начинает привыкать, что все в семье крутится вокруг него. Такие дети вырастают эгоистами и самоуверенными, не способными в будущем трезво оценить свои реальные возможности.

Иногда с детства родители внушают ребенку, что он должен оправдать их надежды и ожидания, тем самым накладывая на него повышенную моральную ответственность. В итоге дети становятся нервными и переживают психологические срывы.

Всего выделяют 7 типов неправильного воспитания:

1) безнадзорность. Со стороны родителей: полное или частичное отсутствие внимания к ребенку, отсутствие ответственности за его поступки, отсутствие или наличие неправильного воспитания. Со стороны ребенка: отсутствие авторитета родителей, пренебрежение моральными и этическими нормами. В младшем дошкольном и начальном школьном возрастах наблюдаются попытки привлечь внимание родителей в виде истерик, хулиганского поведения, откровенного неповиновения. В более позднем возрасте – уход из дома, опасность впадения в наркотическую или алкогольную зависимость;

2) гиперопека. Со стороны родителей: постоянный неусыпный контроль и чрезмерная забота о ребенке. Несколько вариантов развития:

а) потворство любому его желанию. Ребенок растет избалованным, эгоистичным, конфликтным, жадным, не способным к общению со сверстниками;

б) чрезмерная забота о здоровье ребенка. У ребенка развиваются комплексы неполноценности, он сложно общается со сверстниками, замкнут, молчалив;

в) усиленная опека, постоянные указы, полный контроль, отсутствие самостоятельности и самовыражения. Ребенок становится неинициативным, подавленным, малоподвижным, а в случае сильной личности ребенка – постоянные скандалы с родителями по поводу свободы, уход из дома;

3) потворствующая опека. Со стороны родителей: потворство желаниям ребенка, безнаказанность любого проступка. Переложение ответственности на других, отрицание любой возможности виновности ребенка. Со стороны ребенка: неприспособленность, вседозволенность, безответственность;

4) воспитание Золушки. Со стороны родителей: безразличие, отсутствие внимания, постоянные упреки и замечания. Со стороны ребенка: ревность к более любимым детям, озлобленность, обидчивость;

5) жесткое воспитание. Со стороны родителей: жестокое обращение, полное подчинение ребенка воле родителей, нередко воспитание с применением физического наказания. Со стороны ребенка: угрюмость, вялость, боязливость, затаенный гнев;

6) повышенная моральная ответственность. Со стороны родителей: требования и запросы, не соответствующие возрасту ребенка. Желание видеть в ребенке ответственность, самостоятельность, независимость, переложение на него ответственности за дела других членов семьи. Со стороны ребенка: агрессивное отношение к опекаемому члену семьи, затаённая злость, агрессия в случае неустойчивого психического состояния ребенка. Возможны ситуации, когда ребенок берет на себя роль «главы семьи». Часто такой стиль воспитания характерен в неполной семье, где мать перекладывает ответственность на сына;

7) противоречащее воспитание. Со стороны родителей: применение несовместимых стилей воспитания. Постоянный конфликт на этой почве. Со стороны ребенка: раздвоенность, избалованность, часто проявляется неспособность развить слабые стороны характера, в связи с чем повышенная незащищенность и восприимчивость.

Говоря о поведении матери, здесь также можно выделить несколько типов неправильного поведения:

1) положение «главы семьи» – перенос всех функций главы семьи на сына, ревность, подозрительность, повышенное внимание, желание постоянно находится в курсе всех событий в жизни сына. Со временем отторжение супруги сына, полное вмешательство в его личную, семейную жизнь;

2) симбиоз – желание удержать ребенка как можно дольше рядом с собой, лишить его любого проявления самостоятельности, преуменьшение его способностей. Такое воспитание развивает в ребенке комплекс неполноценности, не дает полноценно развиваться, приводит к регрессии психического развития, апатии;

3) нарочитое лишение любви – игнорирование ребенка родителями в качестве наказания за провинность приводит к приступам агрессии у ребенка, попытке заявить о себе, насильственно заставить обратить на себя внимание. В случае слабохарактерного и неуверенного в себе ребенка приводит к появлению комплексов неполноценности, ощущения себя ненужным;

4) воспитание чувством вины– постоянное обвинение ребенка в неблагодарном поведении, нарушении порядка, плохой учебе и т. д. Вызывает у ребенка комплекс, он боится любого проявления самостоятельности, опасаясь оказаться причиной неблагополучия семьи.

Родители могут избежать ошибок в воспитании придерживаясь нижеприведенных рекомендаций:

1) Любите своего ребенка
Воспринимайте его таким, каков он есть. Оскорбления и унижения его означают подрыв его веры в себя, несправедливое и непонятное наказание - отказ в доверии к вам.
2)Защищайте своего ребенка
Ребенок нуждается в защите как от физических, так и от духовных опасностей. Даже в тех случаях, когда это связано с отказом от ваших собственных интересов и риском для жизни. Пусть эта защитная функция поможет вам ощутить себя большим, сильным и мудрым.
3)Будьте ребенку добрым примером
Ребенок нуждается в дружелюбном и спокойном доме, где свои традиции, где почитают родителей и поддерживают тесные и близкие связи с родственниками и друзьями. Ребенок должен расти в семье, где торжествуют доверие, справедливость и гармония. Все это делает человеческие отношения простыми и понятными, создаст вам тыл, который даст силы в трудные минуты жизни.
4)Играйте с ребенком
Развитие ребенка требует времени и самопожертвования. Ребенок понимает вас лучше, если вы играете с ним так, как это ему нравится, если относитесь к его играм со всей серьезностью, принимая в общении с ним его мировосприятие. Может статься, что благодаря этому вы сможете вновь пережить лучшие мгновения вашего детства, извлекая из них новый урок.
5)Работайте с ребенком
Ребенок нуждается в вашей помощи в своих делах, и ему надо иметь возможность принять участие в вашей работе. Чтобы ему было легче в дальнейшей жизни, он должен научиться делать всю ту домашнюю работу, навыками которой владеете вы. Совместная деятельность поможет ему освоить навыки и стать полезным вам в этой работе.
6)Помогайте ребенку в приобретении жизненного опыта
Самостоятельность действий ложится в основу приобретения жизненного опыта. Даже тогда, когда этот процесс идет болезненно. Ребенок воспринимает лишь то, что сумел непосредственно пережить. Поэтому дайте ему возможность развиваться, опираясь на собственный опыт, даже если он будет связан с определенным риском. Чрезмерно опекаемый и обеспеченный ребенок, которого постоянно оберегают от всевозможных опасностей, может стать социальным инвалидом, и вам придется продолжать заботиться о нем даже тогда, когда вам самим потребуется его поддержка.
7)Покажите ребенку возможности человеческой свободы и ее границы
Родители должны стремиться открыть ребенку возможности развития его личности, показать ему исходную точку на пути к самосовершенствованию и развитию. Однако при этом следует понимать, что каждый человек, совершая свои поступки и строя линии поведения, должен признавать и соблюдать определенные ограничения, считаться с договоренностями и нормами как в кругу семьи, среди друзей, так и в обществе. Создавая ребенку возможность совершенствоваться иными путями, чем те, которыми прошли вы сами, вы расширяете и собственное мироощущение, и своими руками творите будущее.
8)Научите ребенка быть самостоятельным; привейте ему навык уступить достойно
Родителям следует следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы он не причинил ущерб себе или окружающим. Признание собственного бессилия, уход, выбор иного пути право каждого, в том числе и вашего собственного ребенка. Вам есть чем гордиться как родителям, если ребенок умеет уступить спокойно и с достоинством.
9)Ожидайте от ребенка лишь тех суждений и оценок, которые он способен высказывать
Понятия ребенка и его деятельность определяются возрастными особенностями его развития и созревания, а также имеющимся в его распоряжении жизненным опытом. Пройдет достаточно много времени, прежде чем ребенок научится ориентироваться в этом сложном мире. Личное мнение ребенка и готовность его практической реализации могут ожидаться родителями лишь тогда, когда ребенок обретет такие способности. При этом следует считаться с его собственным взглядом на вещи и учитывать возраст ребенка. Вы непременно откроете для себя много интересного, если попытаетесь взглянуть на вещи так, как видит их ваш ребенок.
10)Создайте ребенку возможность получить незабываемые впечатления
Душа ребенка, как и взрослого, питается эмоциями, которые позволяют ему знакомиться с жизнью других людей и окружающим миром. Семейные годовщины и торжества ложатся в основу таких воспоминаний. Привнесите в жизнь ребенка чередование ощущений будней и выходных, дайте ему насладиться сменами времен года, принять участие в походах. Преодоление себя в спорте, сопереживания героям книг и театральных постановок помогают ребенку накапливать эмоциональный опыт.

В мире не обойтись без общения. Нужно выстраивать отношения, порой заявлять о себе и спорить. Сложно делать это, когда ты, общаясь с другими, испытываешь чувство неловкости, скованности, страх начать или поддержать беседу, а еще воспринимаешь себя как объект для обсуждения со стороны окружающих. Все это испытывает застенчивый ребенок, который потом имеет все шансы стать несчастным взрослым.

Изменить ситуацию к лучшему можно в детстве, когда родители замечают «тревожные звоночки»: малыш всегда предпочитает уединение играм со сверстниками, впадает в ступор, если надо прочитать четверостишие на утреннике в саду, прячется за спину мамы или бабушки по любому поводу. И если навыки общения не сформировать вовремя, с возрастом побороть застенчивость становится все труднее. Ребенок замыкается в себе. А мама и папа, желая ему помочь, нередко усугубляют ситуацию.

Типичные ошибки родителей застенчивых детей

 

Родители чаще всего занимают одну из двух крайних позиций:

1. Стремятся всеми силами переделать застенчивого ребенка. Отдают в театральную студию, заставляют вставать на табуретку перед гостями – петь песни и читать стихи и т. д. Иначе говоря, делают все, чтобы ребенок попал в ситуацию, в которой он оказываться не хочет, и одним махом справился со своей застенчивостью. На самом же деле родители создают много ненужного напряжения. У малыша, кроме прочих переживаний, начинает формироваться чувство вины (что не оправдал родительских ожиданий) или страха (ведь угроза наказания тоже страшит).

2. Бездействуют и закрывают глаза на проблему застенчивости. Здесь чаще всего родители исходят из своих корыстных интересов. В психологии есть такое понятие – «вторичная выгода» (допустим, человеку его эмоциональное состояние или даже болезнь приносит какую-то пользу, о которой он сам может и не догадываться). И «вторичная выгода» застенчивости – это «удобный» для родителей ребенок. Некоторые воспринимают стеснительность ребенка просто как некую черту характера и не стремятся как-то изменить ситуацию к лучшему. Они полагают, что у ребенка никакой проблемы нет. Он не шумит, не бегает, никуда не лезет, послушен, сидит себе тихонько и молчит. Но между понятиями «удобный» малыш и «счастливый» поставить знак равенства нельзя. Наивно полагать, что застенчивый ребенок вырастет и лет в 15, 20, а то и в 30 скажет: ну все, мне надоело быть застенчивым, больше не буду стесняться. «Спуская на тормозах» ситуацию, родители лишают сына или дочь дальнейшей успешной жизни.

Как же поступить?

 

Искать золотую середину. Поддерживать застенчивого ребенка, учитывая особенности и причины застенчивости ребенка, оказывать ту поддержку, в которой он нуждается, и помочь ему быть счастливым.

Почему ребенок стесняется? Ищем причины

Чтобы успешно справиться с детской застенчивостью, нужно для начала определить ее причину.

1. Ребенок стесняется в силу возраста

Бывает, что ребенок стесняется чужих людей в силу возрастных особенностей. Например, в 6–9 месяцев, и иногда до 1,5 лет, малыш уже не пойдет так просто на руки к чужим людям. Для крохи в этот момент любой непривычный человек – источник опасности. Так срабатывает инстинкт самосохранения крохи. Это этап развития, и бороться с ним не нужно.

Что делать?

Просто пережить этот период. Относиться с уважением к тому, что ребенок так себя ведет, поддерживать его словами и действиями – быть рядом тогда, когда в комнате много чужих людей и малыш боится.

 

2. Ребенок стесняется из-за отсутствия опыта

Так часто бывает, если ребенок долгое время рос в семье, в которой общался преимущественно только с папой, мамой, бабушкой или няней и парочкой знакомых детей. К примеру, если он жил далеко от игровых площадок. А бывает так, что до детского сада ребенок в принципе мало общался с детьми, потому что мама или бабушка его от этого всячески оберегали. Если еще и в сад ребенок не ходил, то проблемы с общением весьма вероятны. Ведь оно может оказаться стрессом. А одной из реакций на стресс является застенчивость ребенка и нежелание идти на контакт.

Что делать?

Учить ребенка общаться с другими детьми. Искать возможности, когда малыш будет сам решать, в меру своих сил, возникающие конфликты, налаживать отношения. Разумеется, и самим родителям нужно быть примером для ребенка, показывать, как это – дружить, общаться, ходить в гости. Помогите ребенку подобрать игры, которые смогут заинтересовать его потенциальных друзей.

 

3. Ребенок застенчив в новой обстановке

Попадая в незнакомое место, люди с разной скоростью в нем адаптируются: кому-то нужно 2–3 недели, кому-то хватит и пары часов. У детей все так же. Оказавшись в незнакомой обстановке, ребенок нуждается в некотором времени, чтобы освоиться в ней и начать знакомиться с другими детьми.

Что делать?

Здесь важно давать ребенку столько времени, сколько ему понадобится. Не торопите его и не бросайте одного. Просто будьте рядом и, если нужно, держите за руку. Полезно заранее проговорить с малышом, куда вы пойдете, что там будет происходить – праздник ли это в детском центре, поступление ли в детский сад или встреча с друзьями. Пообещайте, что если малышу не понравится, вы сразу же уйдете (и, если так случится, сдержите свое слово). Лишним будет чересчур расхваливать то место, куда вы идете. Разочаровав ребенка однажды, восстановить его доверие будет сложнее.

 

4. Ребенок стесняется из-за неуверенности в себе

Ребенок считает, что он самый плохой и некрасивый и никто не будет с ним играть, поэтому и не стремится к установлению контактов. Как правило, причина в таком отношении к себе идет от родителей, которые осознанно или нет, но внушают ребенку подобные мысли. Бывает, что здесь же имеют место и педагогические ошибки, когда внимание малыша слишком часто акцентируется на промахах, а не на достижениях. Игнорирование ребенка, когда предпочтение в саду или дома отдается другим детям, приводит к тому, что малыш перестает принимать активное участие в коллективных делах, боится лишний раз ответить, дабы не навлекать на себя гнев родителей и педагога. Все это выглядит как застенчивость.

Что делать?

Менять свое отношение к ребенку. Для этого сначала надо признать тот факт, что малышом вы разочарованы, что он не такой, как вам хотелось. Затем нужно начать отслеживать, когда вы ребенка или игнорируете, или слишком ругаете, и поступать наоборот: повышать его самооценку, чаще хваля не только за какие-то заслуги, но и просто так, целовать и обнимать. Обращать внимание на те его действия, которые привели к результату (раскрасил рисунок, достроил гараж из конструктора, научился кататься на велосипеде), не забывая хвалить и те усилия, которые ребенок на это потратил.

 

5. Застенчивость ребенка вызвана особенностями темперамента

Считается, что стеснительные сангвиники и холерики встречаются реже, чем робкие флегматики и меланхолики. Если ребенок больше экстраверт, то есть как бы обращен к окружающему внешнему миру, то он, скорее, будет активным и коммуникабельным. А если малыш интроверт и больше ориентирован на свой внутренний мир, то шумные компании, долгое общение со сверстниками ему вообще могут быть неинтересны. Ему и так хорошо.

Что делать?

Разобраться, какой темперамент у вашего ребенка, что им движет во время общения (или не общения) с другими людьми, и осознать его особенности. В этом вам поможет наш тест. Можно обратиться за помощью к психологу, который объяснит, что в поведении малыша можно скорректировать, а что нет. Научит, как это сделать, и поможет вам справиться с принятием ситуации.

Каким бы ни был ваш ребенок – озорным непоседой или тихим молчуном, он всегда в вас нуждается. И чем ему труднее, тем сильнее вы ему нужны. Будьте рядом!