Понедельник, 22.10.2018, 17:12
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Страничка психолога

                            

«Когда человеку 17 – он знает всё

Если ему 27 и он по-прежнему

знает всё – значит ему всё ещё 17»

Рэй Бредберри

«Ребенок больше всего нуждается

в вашей любви именно тогда,

когда меньше всего этого заслуживает»

Э.Бомбен

Дорогие родители, я рада приветствовать Вас на персональной страничке практического психолога Учреждения дополнительного образования

«Донецкий Республиканский эколого- натуралистический центр»!

    Сегодня образованность человека определяется не столько специальными предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Практика показывает, что только базовое образование этого обеспечить не может, поэтому формализованное школьное образование не обходится без дополнительного образования, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

  Психологическое сопровождение дополнительного образования имеет целью создание условий для психологического комфорта и полноценного личностного развития обучающихся, сохранения их психического здоровья, содействию в успешной социальной адаптации, разрешение проблем в поведении и общении.

Основными задачами психологического сопровождения являются:

  • повышение психологической компетентности родителей (лиц их замещающих и педагогов в воспитательном процессе;
  • содействие гармонизации социально-психологического климата в учреждении дополнительного образования;
  • оказание доступной психологической помощи педагогам, обучающимся и их родителям (лицам их замещающих)
  • Работа психолога ведется по следующим пяти направлениям: психодиагностическое, консультативное, просветительское, коррекционное, профилактическое, которые включены в единый процесс психологического сопровождения. Так же, как и в общеобразовательных учреждениях, особое внимание уделяется психологическому просвещению педагогов и родителей(лиц их замещающих), профилактике различных видов зависимостей, асоциального и девиантного поведения.

Родители(лица их замещающие) обучающихся могут обратиться к психологу по всем актуальным проблемам, касающимся детско-родительских отношений; по воспитанию детей без применения насилия; по формированию ценностей «ответственного родительства» и безусловной любви к ребенку; по проблемам личностного развития ребенка, его возрастным кризисам и взаимодействию с ним в данный кризисный период; по коммуникативным проблемам ребенка; по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением и профессиональной направленностью подростков и пр.

В текущем учебном году родительский интерактивный лекторий будет включать в себя следующие темы:

«После каникул» (рекомендации родителям для помощи ребенку в адаптации к началу учебного года) - сентябрь.

«Школьная адаптация. Ошибки родителей" - октябрь.

Школа психологической безопасности: 

- "Как уберечь доверчивого ребенка от опасности"- ноябрь;

- "Личная безопасность. Стратегии поведения" - декабрь;

- "Осторожно! "Группы смерти" в сети интернет" - январь;

- "Ребенок и интернет" (как распознать и предотвратить детскую интернет-зависимость) - февраль;

- "Школьный "абьюз"(буллинг) - что это такое и что делать родителям" - март.

«Талантливые дети" (как выявить талант ребенка) - апрель;

"Скоро экзамены" (как помочь ребенку справиться с эмоциональным напряжением перед экзаменами) - май;

"Трудный выбор" (помощь ребенку в профессиональном самоопределении) - июнь.


С уважением,

практический психолог учреждения дополнительного образования

«Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр»                                                 Гопций Татьяна Александровна.

 

       

 

«СНОВА В ШКОЛУ»

(ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ В АДАПТАЦИИ К НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА)

 

                 Вот и подошла к концу летняя пора, закончились каникулы и начались школьные будни. А это и ранние подъемы в школу, и большая умственная нагрузка на уроках, и дополнительные занятия в кружках и секциях. И, еслидаже взрослому человеку требуется неделя, чтобы включиться в работу после отпуска, то что и говорить про ребенка. В результате могут возникать различные трудности. У старшеклассников они носят психологический характер, а вот малыши могут испытывать проблемы со здоровьем. Кроме того, и сами родители проходят адаптацию к школьной жизни вместе со своими детьми. Чтобы этот процесс прошел легче и более безболезненно его следует начинать еще с середины-конца августа.

Для этого были составлены следующие рекомендации:

1. Восстановить режим дня

       За несколько дней до окончания каникул нужно смещать ночное время сна. Для этого укладываться в кровать следует немного раньше, каждый день сокращая время бодрствования на 10 минут. Действовать стоит спокойно, не заставляя ребенка, а договариваясь с ним, обсуждая планы на завтра. Утром будите его пораньше, постепенно приближая время подъема к школьному.

       Обязательно нужно ограничить время просмотра телевизора и компьютерных игр. Особенно важно следить, чтобы дети прекращали подвижные игры не позднее, чем за 2ч до сна. Вечером лучше почитать книги, поиграть в спокойные игры, в спокойной беседе вспомнить приятные моменты уходящего дня.

       Ежедневно следует соблюдать одинаковый порядок действий перед сном( например, покупались, попили чай, прочитали сказку), тогда организм ребенка будет заранее настраиваться на отдых.

2. Активный отдых

       Активный отдых, особенно на свежем воздухе, лучше всего помогает подготовиться к предстоящей учебе. Напротив, бесцельное времяпрепровождение, когда ребенку нечем заняться, только еще больше утомляет ребенка. Поддержание физической активности не только приносит пользу здоровью, но и позволяет быстрее вернуться к рабочему ритму. Очень хорошо начинать день с утренней зарядки. Также, по возможности, в течении всего летнего периода следует закалять детский организм, укреплять иммунитет( это и морской отдых, и посещение водоемов, и походы, пикники, и потребление в пищу достаточного количества спелых сезонных овощей и фруктов и др). Ребенок должен гулять на свежем воздухе- 3ч малыши, 2ч ученики средней школы и 1,5ч старшеклассники).

3. Правильное питание

     Ребенку необходимо полноценно питаться в любое время года, в том числе и на каникулах. Конечно, в праздничные дни можно позволить небольшие отступления от режима, но в каникулы нужно организовать три полноценных приема пищи, желательно, чтобы они были в тоже время, что и в рабочие дни.

4. Непрерывность учебного процесса

      За лето детская рука забывает, как писать, поэтому, попишите с ребенком диктанты. Лучше если в этот процесс включится вся семья от папы до бабушки, т.к. разные голоса приучают подстраиваться, а значит, сосредоточиваться.       Повторите таблицу умножения, не забывайте про чтение. Обычно, на летние каникулы школьникам дают список заданий, которые помогают не потерять полученные знания, и которые обязательно нужно делать, но не сразу, а распределяя на все лето. Так ребенок не переутомится, сможет отдохнуть, но и не утратит привычку к ежедневным занятиям. Не стоит заставлять ребенка заниматься, важна система мотивации, которая будет вызывать желание успешно справиться с заданием.

5. Моральная поддержка и одобрение

      Первые школьные дни ребенку будет трудно, поэтому его нужно поддерживать и чаще хвалить. Но похвала должна быть обоснована его поступками – сам вовремя проснулся, собрал вечером портфель и пр. Нужно стараться меньше ругать ребенка, интересоваться его школьными делами и проблемами. Чувствуя внимание и заботу со стороны родителей, школьник быстрее привыкнет к смене режима и будет оптимистичнее воспринимать школьные заботы.

6. Ситуация успеха

     Старайтесь опираться на сильные стороны ребенка, обязательно отмечайте даже незначительные его продвижения в учебе, сконцентрируйте свое внимание не на оценках, а на полученных знаниях, их практичном применении. И, главное, не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не обесценивайте его достижения (а вот у Маши рисунок намного красивее твоего), не ставьте других детей в пример своему, помните, что каждый ребенок неповторим и уникален!

7.  Доверительные отношения с ребенком

      Доверительные отношения с ребенком помогут ему лучше приспособиться к школьной жизни и справиться с любыми трудностями. Для этого, разговаривайте с ребенком, не критикуйте его, помогайте найти выход из затруднительного положения, вставайте на его сторону в школьных конфликтах до выяснения всех обстоятельств, делитесь своим опытом школьной жизни и налаживанию коммуникаций (вспоминайте и рассказывайте, как вы приобретали друзей, как мирились с ними после ссоры и др.).

8. Не допускать переутомления

       Очень часто ребенок в первые школьные недели, усиленно начав заниматься, может переутомиться – он становится вялым, апатичным, появляются капризы, нарушается сон и аппетит. В этом случае необходимо обеспечить ему полноценный отдых: разрешать спать днем и ложиться пораньше вечером, больше гулять на свежем воздухе, ограничить просмотр ТВ и сидение за компьютером, походы в гости и в другие оживленные места, где возможен переизбыток эмоциональных впечатлений. Не стоит загружать ребенка и дополнительными занятиями в секциях и кружках. Время ребенка надо расписать так, чтобы он не бежал с одного урока на другой, едва переводя дух, а мог прийти после школы, пообедать и 1-1.5ч отдохнуть, и после этого идти на дополнительные занятия. Кроме того, у школьника обязательно должно остаться время на выполнение домашнего задания в дневное время. На полное восстановление работоспособности ребенку требуется около месяца и не стоит в этот период ему предъявлять излишние требования.

Родителям следует помнить, что период адаптации к школе длится достаточно долго: у первоклашек – 1,5 мес., у пятиклассников – месяц, учащиеся остальных классов привыкают к школе 2-3 недели.

Грамотное поведение родителей поможет ребенку пройти адаптацию после каникул с минимальными потерями. Самое главное – быть последовательными в своих действиях, а также стараться понять и поддержать ребенка в сложное для него время.

ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

 

Вот и отзвенел первый звонок. Начались школьные будни. Жизнь ребенка с началом учебного года, зачастую, кардинально меняется, появляются определенные трудности и проблемы: меняется режим сна и питания; большую часть дня ребенок вынужден проводить в закрытом помещении с малой долей подвижности; происходит смена стиля общения со взрослыми (появляется новый взрослый в лице учителя); появляется необходимость полного самообслуживания (в гардеробе, столовой, уборной) и необходимость правильно и своевременно реагировать на новые жизненные условия; значительно увеличивается объем интеллектуальной и эмоциональной нагрузки.

В этом сложном для ребенка процессе родители могут стать помощниками, но могут и помешать, а, иногда, и значительно усугубить процесс прохождения школьной адаптации.

Типичные ошибки, которые тормозят процесс адаптации к школе:

  • Смена требований.

Зачастую, с началом школьного обучения, родители начинают предъявлять к ребенку завышенные требования, мотивируя это тем, что он «уже школьник», «стал уже большим», «начинает взрослую жизнь» и пр.

Родители должны понимать, что их ребенок сейчас находится в эпицентре социальных изменений – все, к чему он привык, теперь иное и дополнительные (новые) обязанности сейчас будут только усугублять его стрессовое состояние.

  • Заблуждение в том, что ребенок не нуждается в помощи родителей.

Ребенок, который только стал школьником, еще не усвоил алгоритм того, как ему учиться, как себя настроить и организовать. Взрослый должен несколько раз с ребенком повторить необходимые действия (собрать портфель, сделать уроки, организовать и вывесить распорядок дня и помочь разобраться, что выполнять сразу, а что потом и др.), чтобы они у него закрепились и образовался достаточный уровень самостоятельности в их исполнении.

  • Ограничение круга общения.

Очень важно поддерживать ребенка в его общении с одноклассниками: отпускать в гости и приглашать гостей к себе; участвовать вместе с ребенком в различных школьных мероприятиях и конкурсах; воздерживаться от категоричной критики его одноклассников; помогать налаживать дружественные связи и разрешать конфликтные ситуации без имиджевых потерь (не стоит за ребенка решать его проблемы и сразу идти в школу разбираться с его обидчиками - лучше найти вместе правильное решение проблемной ситуации, которое он потом самостоятельно осуществит).

  • Не обесценивайте личность учителя.

Практически для всех первоклашек учитель – непререкаемый авторитет, поэтому, пренебрежительные высказывания в адрес педагога – недопустимы! Разрушение авторитета учителя может привести к утрате интереса у учебе и дисциплинарными проблемами.

  • Непонимание и нетерпимость к проявляемым ребенком эмоциям.

Родители должны понимать, что в адаптационный период ребенок испытывает стресс и большую эмоциональную нагрузку, что может проявляться в чрезмерной возбудимости, вспышках немотивированной агрессии и любых других проявлениях эмоциональной неустойчивости (слезы, истерики, обиды и др.). Эти явления абсолютно обоснованны и допустимы.

Помните, что от Вашего терпения, такта, сдержанности, внимательного отношения к своему ребенку во многом зависит успешность его адаптации к школьной жизни!