Вторник, 24.04.2018, 13:47

Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр

Календарь
«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Экологи

Страничка психолога

                            

«Когда человеку 17 – он знает всё

Если ему 27 и он по-прежнему

знает всё – значит ему всё ещё 17»

Рэй Бредберри

«Ребенок больше всего нуждается

в вашей любви именно тогда,

когда меньше всего этого заслуживает»

Э.Бомбен

Дорогие родители, я рада приветствовать Вас на персональной страничке психолога учреждения дополнительного образования

«Донецкий Республиканский эколого- натуралистический центр»!

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Практика показывает, что только базовое образование этого обеспечить не может, поэтому формализованное школьное образование не обходится без дополнительного образования, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Психологическое сопровождение дополнительного образования имеет целью создание условий для психологического комфорта и полноценного личностного развития обучающихся, сохранения их психического здоровья, содействию в успешной социальной адаптации, разрешение проблем в поведении и общении.

Основными задачами психологического сопровождения являются:

  • повышение психологической компетентности родителей (лиц их замещающих)

и педагогов в воспитательном процессе;

  • содействие гармонизации социально-психологического климата в учреждении дополнительного образования;
  • оказание доступной психологической помощи педагогам, обучающимся и их родителям (лицам их замещающих)
  • Работа психолога ведется по следующим пяти направлениям: психодиагностическое, консультативное, просветительское, коррекционное, профилактическое, которые включены в единый процесс психологического сопровождения. Так же, как и в общеобразовательных учреждениях, особое внимание уделяется психологическому просвещению педагогов и родителей(лиц их замещающих), профилактике различных видов зависимостей, асоциального и девиантного поведения.

Родители(лица их замещающие) обучающихся могут обратиться к психологу по всем актуальным проблемам, касающимся детско-родительских отношений; по воспитанию детей без применения насилия; по формированию ценностей «ответственного родительства» и безусловной любви к ребенку; по проблемам личностного развития ребенка, его возрастным кризисам и взаимодействию с ним в данный кризисный период; по коммуникативным проблемам ребенка; по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением и профессиональной направленностью подростков и пр.

В текущем учебном году родительский интерактивный лекторий будет включать в себя следующие темы:

  1. «После каникул» (рекомендации родителям для помощи ребенку в адаптации к началу учебного года) - сентябрь.
  2. «Как развить ум вашего ребенка» (рекомендации и практические упражнения для развития девяти типов мышления: лингвистического, математического, познавательного, визуального, музыкального, физического, личностного, социального, философского) - октябрь.
  3. «Ошибки воспитания», где будут рассмотрены различные типы неправильного воспитания – ноябрь.
  4. «Мой застенчивый ребенок» (как помочь ребенку найти друзей и справиться со своей застенчивостью) – декабрь.
  5. «Повышение родительской эффективности» (автор Томас Гордон) – январь.
  6. «Мой ребенок – подросток» (кризис подросткового периода, трудности и нормализация детско-родительских отношений в данный период) – февраль.
  7. «Одаренные дети» (рекомендации родителям по воспитанию одаренного ребенка) – март.
  8. «10 способов избежать пристрастия ребенка к алкоголю и наркотикам» - апрель.
  9. «Скоро экзамены» (советы родителям, как помочь ребенку справиться с эмоциональным напряжением перед экзаменами) – май.
  10. «Как справиться с агрессивностью ребенка» - июнь.


С уважением,

психолог учреждения дополнительного образования

«Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр»                                                 Гопций Татьяна Александровна.

 

       


 

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ.

Признаками одаренности в раннем детстве принято считать неуемное любопытство ребенка, егобесконечные вопросы, большой запас слов и развитость речи, способность к концентрациивнимании на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию с нечетким отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость.
В более старшем возрасте признаками одаренности считаются потребность ребенка в коллекционировании и классификации, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления, оригинальность ассоциативного мышления, способность к планированию четким образом предстоящей деятельности, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях и в повелении – нонконформизм.
Считается, что лишь один процент детей - гении. Одаренных гораздо больше - 15-20 процентов.
Психологи характеризуют одаренность как понятие условное и временное. Условное, потому что многое, если не все, зависит от того, как будет развивать свои способности одаренный ребенок, кто станет им заниматься, готова ли семья поддерживать его интересы. Так, ребенок, воспитывающийся в семье музыканта, с большей долей вероятности станет музыкантом, чем тот, чьи родители не имеют отношения к музыке. Временным это понятие считается потому, что одаренность может проявляться в разные моменты жизни человека - как в раннем детстве, так и в зрелом возрасте.
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Под видами одаренности понимают ту область знаний или сферу жизни, в которой обозначились способности.
Спортивная одаренность
Данный вид детской одаренности встречается достаточно редко. Талант в спорте часто проявляется еще в раннем детстве. Известно, что будущие фигуристы встают на коньки в четыре – пять лет, а в пятнадцати годам становятся невероятно популярными, завоевывают медали. На явную спортивную одаренность указывает невероятное трудолюбие и упорство. Эти качества характера проявляются в занятиях гимнастикой, фигурным катанием или любом другом виде спорта. Такому ребенку нравится, каков его внешний вид, как он выглядит, он склонен тщательным образом следить за собой, поддерживать форму.
Литературная одаренность
Данный вид одаренности характеризуется выраженными способностями к созданию художественных текстов. Ребенок может с раннего детства сочинять сказки, придумывать удивительные загадочные истории, в которых и сам не отказался бы принять участие. Знакомые и друзья искренне удивляются таланту ребенку, он представляется им не по годам развитым и мудрым. Родители должны предоставить малышу возможность развивать свой природный дар. Не стоит смеяться над его первыми работами, пусть они и кажутся взрослым чересчур наивными и глупыми. Вид литературной одаренности часто сочетается с повышенной эмоциональной чувствительностью. Эти дети нередко бывают замкнутыми и робкими, требуют к себе дополнительного внимания. Литературный вид талантливости как никакой другой нуждается в поддержке и понимании. Лучше записать ребенка в кружок, где будут развиваться его способности. Поощряйте любые его начинания, связанные с написанием сказок, рассказов и стихов.
Музыкальная одаренность
Данный вид детской одаренности проявляется, прежде всего, в желании слушать красивую музыку. Произведения классиков могут задевать ребенка за живое, будоражить его душу, восхищать его воображение. Вид такой талантливости нужно поддерживать в любом случае. Возможно, родителям придется не поскупиться и приобрести какой – либо музыкальный инструмент. Его вид будет зависеть от потребностей и желания самого ребенка. Обязательно нужно записать чадо в музыкальную школу и водить его первое время туда за руку. Позвольте ребенку погрузиться в пленительный, неумолкаемый, захватывающий мир музыки, сделаться его частью. А как действовать дальше, будет видно спустя время.
Когда станет ясно, к какому именно инструменту у ребенка лежит душа, начнется период плодотворных занятий. Чтобы вырастить гениальность, нужно значительно потрудиться. Позвольте ему самому выбрать верную дорогу.
Научная одаренность
Такого ребенка все знакомые называют маленьким философом. Возможно, в будущем он действительно станет замечательным ученым и исследователем. Этот вид детской одаренности сразу бросается в глаза. Маленький человечек кажется слишком мудрым и начитанным для своего возраста. Он страстно любит книги, постоянно размышляет над прочитанным и задает взрослым кучу вопросов. Иногда мама с папой не знают, что ему ответить, так как процесс познания у него развивается слишком бурно. В детском саду и школе такой ребенок скучает, ему все задания кажутся слишком легкими. Задача родителей состоит в том, чтобы подобрать для него учебное заведение с соответствующим уклоном и стремиться постоянно развивать его. Сам по себе вид научной одаренности вызывает у родственников основание для гордости. Из таких детей часто вырастают будущие профессора, доктора наук.
Изобразительная одаренность
Данный вид детской одаренности проявляется в стремлении малыша повсюду оставлять первые рисунки. Он может вначале рисовать даже на обоях. Здесь родители должны повести себя максимально мудро. Если они станут ругать чадо, то велика вероятность, что ребенок замкнется в себе и больше не захочет проявлять свои способности. Нужно постараться отвлечь его от неподобающих мест. Купите ему красивый альбом, где он будет хранить свои первые шедевры, а так же запишите в художественную школу. Такой вид таланта как изобразительная деятельность постоянно нуждается в корректировке и развитии.
Таким образом, виды одаренности бывают самыми различными, они затрагивают все сферы жизни человека. Чтобы талант у ребенка не стоял на месте, а все время развивался, нельзя делать вид, что его занятия не важны для вас. Демонстрируйте полную заинтересованность, тогда и ребенок станет ответственно относиться к делу.
В процессе общения и воспитания родителям одаренного ребенка психологи рекомендуют придерживаться следующих правил:
(« Одаренный ребенок– счастливая семья. Рекомендации родителям по развитию способностей и талантов», автор Шевцова Т.В.)
1. Поддерживайте у ребенка интерес к творчеству, оригинальность мыслей и рассуждений.
2. Не ругайте его за то, что он делает что-то не так, как все.
3. Уважайте в ребенке право на собственный выбор и собственное дело.
4. Научитесь приспосабливаться к ребенку, его индивидуальным особенностям. Не стоит менять ребенка под себя.
5. Помогайте ребенку решать проблемы в общении с окружающими.
6. Не сравнивайте вашего ребенка с другими и не требуйте от него, чтобы он всегда во всем был лучшим.
7. Дайте ребенку возможность самому находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему оценить собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
8. Поощряйте инициативу ребенка, хорошую организацию работы и грамотное распределение времени.
9. Не ограничивайте своих детей в материалах, необходимых для игры или творческой работы.
10. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях. Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта.
11. Относитесь к ребенку искренне и ласково - вам нужно создать в доме атмосферу тепла и доверия. Это дает ребенку психологическую свободу пробовать новые идеи и применять новые знания без страха получить в ответ резкое замечание.
12. Старайтесь реалистично оценивать способности вашего ребенка. Если требования неоправданно высоки, это может навредить ребенку. Критика, особенно излишняя, может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
13. Не ждите, что ребенок будет проявлять свои таланты всегда и во всем.
14. Сделайте вашу собственную жизнь как можно более интересной и насыщенной. Детям важно осознавать, что их родители находят достойное применение своим способностям, развиваются. Пусть дети участвуют в ваших занятиях вместе с вами, - главное, чтобы эти занятия способствовали самореализации и творческому развитию. Важен и сам факт живого совместного общения.
15. Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении. Чаще говорите ребенку, что любите его таким, какой он есть, а не за его достижения.
 
Задача родителей заключается не только в том, чтобы развить способности и таланты ребенка, но и сделать его счастливым. Любые дети, особенно одаренные, нуждаются в похвале, моральной поддержке, любви, заботе и внимании.
 
10 способов избежать пристрастия ребенка к алкоголю и наркотикам

Табак, алкоголь, наркотики. Вряд ли найдется родитель, который захочет, чтобы его ребенок употреблял эти вещества и был зависим от них. Но как уберечь сына или дочь от такой зависимости? С учетом влияния сверстников, телевидения, кино, рекламы и музыки, родителям иногда кажется, что у них почти нет шансов повлиять на выбор ребенка. На самом деле это не так. Ценности, которые вы прививаете детям в процессе взросления, станут основным сдерживающим фактором в вопросе употребления наркотиков и алкоголя в будущем. Универсального рецепта, к сожалению, не существует. Но некоторые советы дать можно:

1. ПОМНИТЕ! Родители – пример для ребенка!

Для начала родителям следует обратить внимание на собственное поведение. Если вы часто употребляете алкоголь, курите или снисходительно относитесь к наркотикам, то подаете отрицательный пример детям. Вам будет сложно убедить их не пить, не курить и не употреблять наркотики, если вы сами делаете то, от чего призываете отказаться и не осуждаете данные пагубные пристрастия. Ребенок с детсва копирует стиль поведения родителей и модель семьи в которой растет. Поэтому, старайтесь сами вести здоровый образ жизни и иметь четкую негативную позицию по отношению к алкоголю, сигаретам и наркотикам, чтобы с детства привить такую же позицию и своему ребенку.

2. Будьте рядом с ребенком

Когда ребенок учится в старших классах, очень важно, чтобы он, приходя из школы домой, всегда ощущал, что вы рядом с ним, эмоционально и физически. Пусть ваш дом будет уютным и открытым для всех друзей ваших детей, чтобы вы были в курсе их забот и интересов. Если вы не можете постоянно присутствовать рядом, обсудите правила поведения, принятые в вашем доме, чтобы дети чувствовали себя уверенно, устанавливая границы дозволенного для друзей и приятелей в отношении алкоголя и наркотиков.Общение - основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.
Выслушивайте друг друга Умение слушать — основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны.
Умение слушать означает: • быть внимательным к ребенку; • выслушивать его точку зрения; • уделять внимание взглядам и чувствам ребенка; не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо.

3. Общайтесь друг с другом, учитесь слушать и слышать друг друга

 Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо не желательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются "тихими" в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает.

4. Не сердитесь на ребенка, лучше чаще его хвалите

Будьте таким родителем, к которому ребенок всегда сможет прийти и рассказать, если ему предложат попробовать алкоголь, сигареты или наркотики. Объясните ребенку, что вы знаете, как трудно об этом говорить, подчеркните, что вам бы хотелось, чтобы ребенок всегда делился любыми новостями, и пообещайте, что не будете сердиться, что бы он вам ни рассказал. Объясните, что, рассказав вам о том, что кто-то из друзей предлагал ему какие-либо запрещенные препараты, он вовсе не ябедничает на них, и у него не возникнет сложностей с друзьями из-за того, что он вам что-то рассказал. Если ребенок рассказал вам, что отказался от подобного предложения, обязательно похвалите его. Скажите, что вы им гордитесь и понимаете, что он сделал трудный, по правильный выбор, хотя мог бы поддаться соблазну. Если ребенок видит, что вы понимаете, как трудно ему было сказать «нет» вместо того, чтобы присоединиться к друзьям, он с большой вероятностью скажет «нет», если подобная ситуация повторится.

5. Поставьте себя на место ребенка

Очень часто ребенку, особенно подростку, кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!

6. Проводите время вместе

Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от их употребления.

7. Помните, что ваш ребенок уникален

Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление алкоголя и наркотиков.

8. Благоприятная семейная атмосфера

Известно, что наибольший процент детей, начинающих употреблять алкоголь и наркотики, это дети из семей с негативной психологической атмосферой, наполненной скандалами, ссорами и непониманием друг друга. И напротив, чем благоприятнее психологический климат в семье, чем она благополучнее, тем больше шансов у детей решать свои проблемы в кругу семьи, а не посредством алкоголя и наркотиков. Семья должна быть безопасным местом, где царит любовь, внимание, доверие, где произносятся слова поощрения и не обесценивается сам ребенок, а критикуются только его конкретные проступки, не затрагивающие его личностные качества и характер.

9. Будьте бдительны

Очень часто родители сталкиваются с проблемой детского алкоголизма и наркомании уже в период зависимости своего ребенка от этих пагубных пристрастий. И происходит это по причине не внимательного, а часто и равнодушного, отношения к своему ребенку, его увлечений, жизненных интересов и, в целом, его обыденного поведения. Есть много признаков того, что ваш ребенок в зоне опасности, они общедоступны в сети интернет и имеют объективные последствия, которые трудно не заметить, имея интерес к жизни своего ребенка. Не буду перечислять эти признаки, отмечу главное, только интересуясь жизнью своего ребенка, можно не пропустить опасного момента и вовремя принять профилактические меры, в том числе, прибегнув к помощи специалиста (психолога, врача, нарколога и пр.)

10. Любите своего ребенка

Самый главный способ оградить ребенка от пагубного пристрастия и негативного влияния среды– показать ему свою безусловную любовь и безграничное принятие. Дать ему понять, что вы любите его вопреки всему и несмотря ни на что, и ваше чувство непоколеблемо. Что вы будете рядом в трудную минуту, и окажете помощь, и не осудите, и не усомнитесь в нем, и вместе преодолеете все трудности.